7 способов предотвратить кражу идей на тендере

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Участие в тендере не всегда заканчивается успехом – это печально, но таковы условия рынка. Гораздо неприятнее, когда клиент сознательно отказывает, а затем копирует ваш проект и обращается к другим подрядчикам или даже напрямую к площадкам. Как предотвратить подобную ситуацию? Какие «звоночки» в поведении клиента сигнализируют о том, что с ним лучше не связываться? И что по этому поводу советуют юристы? Event LIVE изучил мнения участников рынка и выделил 7 разных способов защитить свои идеи – от интуиции до депонирования.

Кража идей на тендере всегда была болезненным вопросом, но кризис, вызванный пандемией, сделал его актуальным как никогда. Причины ясны – все стараются сэкономить деньги. Если на тендере представлена хорошая идея, и детально расписаны адреса локаций, только личные принципы могут удержать заказчика от того, чтобы присвоить проект и обратиться к подрядчику, чьи услуги стоят меньше. Некоторые клиенты даже пытаются шантажировать своих потенциальных подрядчиков, требуя сбавить цену за работу в обмен за саму возможность реализовать проект. Ситуация усложняется тем, что многие компании требуют на тендере не только представить идею, но и подобрать эскизы, презентационный ролик и список номеров. Это приводит к тому, что на руках у заказчика оказывается практически готовый сценарий мероприятия, включающий идеи по оформлению и имена артистов.

1. Черный список

Если неприятная ситуация уже произошла – заказчика обычно заносят в черный список. У каждой компании постепенно формируется свой собственный список недобросовестных клиентов и подрядчиков. Некоторые участники рынка стремятся создать общую базу, которой бы могли пользоваться все желающие – о скором запуске соответствующего раздела на портале Game4event.ru заявил Иван Осипов, директор группы компаний Vityaz Group. В любом случае полезно перед участием в тендере поискать информацию о потенциальном заказчике, в том числе в отраслевых группах в социальных сетях.

2. Смена названий

Предотвратить кражу идей сложно, и организаторы для этого идут на самые разные ухищрения. Например, меняют названия локаций или вовсе отказывается их предоставить. Однако стоит помнить, что сегодня нейросети позволяют найти адрес и название предприятия по фотографиям, особенно, если они взяты с официального сайта или из медиа.

Speaker

Анжелика Гарсия, руководитель отдела MICE в компании Luxury Travel Wave:

Я не даю реальные названия ресторанов и площадок – переименовываю всё. [Из ресторанов] отправляю фото и меню, но без названия. Также переименовала яхты, например. Потом вижу, что ко мне вернулся запрос от другого партнёра с моим названием яхты – это очень забавно было.

3. Донести ценность сотрудничества

Другие организаторы стараются донести до заказчика ценность собственной работы. Например, глава группы компаний Lora Travel Николай Уржумцев вместе с брифом отправляет потенциальным клиентам памятку «О пользе сотрудничества с хорошим парнем» – документ с объяснением бонусов от работы с профессиональным организатором.

«Во-первых, профессиональные организаторы мероприятий добиваются от отелей скидок в размере 30-50% и более от Rack Rate в зависимости от сезона и отельной политики, что дает им возможность предложить конечному заказчику собственную цену на размещение гостей с дисконтом в размере 15-30% и более. <…> Во-вторых, MICE-организаторы имеют возможность самостоятельно, не обращаясь к третьим сторонам, оказывать заказчику транспортные и экскурсионные услуги для участников мероприятий, в том числе и благодаря собственному парку транспорта, собственному штату гидов и собственным квотам в ключевых музеях. Для заказчика это означает удобство “одного окна”», – отмечает в памятке Николай Уржумцев.

Поговорить о ценности сотрудничества можно не только с заказчиком, но и с представителями площадок. Дальновидные менеджеры отелей и ресторанов сами понимают, что клиент забронирует площадку один раз, а профессиональный организатор в перспективе может поставить бронирование на поток. Но не стоит жалеть время на обсуждение этого момента. С особенно лояльными подрядчиками можно даже договориться об отказе или заведомо невыгодных условиях бронирования, если клиент попробует перехватить площадку самостоятельно.

4. Внимание к поведению заказчика

В некоторых случаях в процессе общения можно отличить обычного заказчика от компании, которая не стремится найти подрядчика, а «пробивает» идеи. Однако здесь потребуется знание психологии, опыт и даже интуиция.

Speaker

Татьяна Зайцева, руководитель lifestyle-направления PR-агентства PR Perfect:

В ряде случаев можно предположить, что тендер недобросовестный и отказаться от участия в нём. Какие признаки на это указывают?

  • Невнятный бриф.

От вас что-то скрывают, заказчик неохотно идет на контакт, отвечает размыто, общими формулировками. Такое поведение может означать, что подрядчик уже выбран, а компания просто собирает идеи.

  • Короткие сроки сдачи предложения

Бывает, что бриф присылают за три дня до сдачи предложения, а задачи в нём — и big idea, и стратегия, и тактика. 99%, что подрядчик уже известен, а остальных зовут для галочки.

  • Тендера нет, а запрос на предложение есть

Например, внутренний пиарщик высылает бриф, получает предложение, а потом просит пояснения тех или иных моментов для руководства. Скорее всего, у него не было своих идей, и он выдал за них ваши. Добросовестный внутренний пиарщик всегда на одном из этапов работы пригласит вас защитить какие-то аспекты стратегии перед собственником.

  • Обратная связь, а точнее, её отсутствие

Если менеджер, который вёл тендер, перестал выходить на связь после сдачи предложения, это явный признак больше в таких тендерах не участвовать.

  • «Братская могила»

Так называются тендеры, где участвует очень много агентств. В таком случае шансов выиграть его практически нет.

Если вы заметили странности в общении с заказчиком, сразу же стоит написать: «Коллеги, спасибо за обратную связь, обращаем ваше внимание, что право на использование идей остается только за агентством». Эта фраза даст понять недобросовестному клиенту, что вы что-то подозреваете и держите ситуацию под контролем.

5. Присвоение авторского права

На сегодняшний день законно защитить свое право на концепцию трудно. Закон предусматривает охрану авторских прав на результат интеллектуальной деятельности (РИД), но не на саму идею. Для защиты идеи нового продукта она должна быть выражена в какой-то форме: письменной, в виде изображения, аудио или видео и пр. Юристы в любом случае советуют помечать брифы знаком © (копирайт), так как даже сам риск судебного разбирательства может остановить заказчика от кражи идеи. Однако при обращении в суд стоит понимать, что сложившейся практики все ещё нет. Также будет полезно заранее проверить, не нарушаете ли вы сами чьи-то права, например, на музыкальные произведения, звучащие во время торжественной программы.

Speaker

Павел Каширин, руководитель направления MICE в компании «Гольф Эстейт»:

Когда предоставляете креативную часть тендера клиенту, <…> делайте пометку © о том, кому принадлежит авторство. Затем стоит записать концепцию на СD-носитель и отправить этот диск самому себе заказным письмом с детальной описью концепции – с креативом, описанием, хронометражом и пр. Также в описи стоит упомянуть уникальный номер носителя – он указан на каждом диске. При получении письма вы расписываетесь на бланке приёма и становитесь законным правообладателем сценария. Заказное письмо с уведомлением и описью является самым простым способом заявить о своих правах. И уже на основании этого факта вы можете подавать в суд на компанию, которая украла вашу идею. Однако подобный способ не может быть использован для креативов по мотивам фильмов – это будет уже нарушением авторских прав его создателей. <…>

6. Оплата пресейла

Некоторые специалисты берут на вооружение подходы из других сфер деятельности, например IT. Так Александр Саввин советует на тендере представлять примерную сумму за выполнение услуг, а точные цены и бриф с творческим заданием раскрывать только на этапе пресейла. О наличии этого этапа обязательно стоит упомянуть в коммерческом предложении и установить для него отдельную плату. А вести переговоры можно через системы типа Битрикс – так все детали, а также их продолжительность останутся зафиксированы для возможных разбирательств.

Speaker

Александр Саввин, общественно-информационный центр межотраслевой коммуникации PROFCOMMUNITY:

Необязательно выдавать все локации и детали, чтобы впечатлить заказчика. Клиент выбирает подрядчика по его опыту и предыдущим кейсам. Если заказчика заинтересовало ваше предложение, предложите ему перейти на этап пресейла за дополнительную плату, скажем в 10-30 тысяч рублей. Объясните клиенту, что вы стремитесь обезопасить себя от неудачного опыта. В фармацевтической индустрии, сфере продажи недвижимости и других отраслях этот этап называется квалификацией клиента. Донесите заказчику, что на обсуждение деталей и «фишек» тратится много времени, и фактически этот момент должен считаться началом проекта. На работу тратятся человеко-часы, которые должны быть оплачены. Если клиенту понравится ваша идея, но он захочет реализовать её отдельно от вас, пусть покупает концепцию за установленную сумму. А защитить право на концепцию – сценарий, визуальные решения и пр. – можно с помощью сервисов депонирования.

7. Депонирование идей

Депонирование идей давно используется в издательской деятельности, а в последнее время к услугам сервисам депонирования всё чаще прибегают рекламные агентства и специалисты ивент индустрии. В таких сервисах идеи хранятся как в банке – запечатанными в конвертах. Депонирование позволяет не только подтвердить факт владения произведением, но и зафиксировать дату, в которую оно было разработано – для этого заявителю выдаётся особое свидетельство о регистрации и депонировании. Этот способ особенно часто советуют использовать юристы.

Speaker

Татьяна Петровская, Партнер Компании «EVENT-ЮРИСТЫ»:

Материалы, визуализирующие креативную концепцию мероприятия и механику его организации, включенные в конкурсную документацию, практически всегда содержат результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране. В ст.1259 ГК РФ определено, что «авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач ...» Авторское право действительно не распространяется на идеи, однако, авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения идеи, если эту форму возможно отнести к объектам авторского права, определённым в ст. 1259 ГК РФ.

В целях защиты идеи, предложенной агентством на этапе тендера, агентству рекомендуется определить какие объекты авторского и смежных прав, иные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (далее по тексту – РИД) включены в состав конкурсной документации в целях выбора оптимального способа защиты РИД. Также агентству рекомендуется осуществить депонирование созданных в процессе подготовки к тендеру РИД до их передачи третьим лицам.

В последнее время депонирование становится все более популярным и доступным средством защиты РИД, позволяющим зафиксировать временной приоритет авторского права до обнародования РИД. Полученное агентством Свидетельство о депонировании произведения (РИД) является одним из доказательств авторства и может быть представлено агентством в составе конкурсной документации, а также может быть использовано в судебном споре в целях защиты авторства. Особую популярность приобретает электронное депонирование (приём и хранение файла объекта интеллектуальной собственности в зашифрованном виде в защищенной ячейке с выдачей Свидетельства о депонировании с цифровой подписью, штампом даты и времени и ключами для расшифровки файла).

Помимо Свидетельства о депонировании есть возможность направить заказчику уведомление о правовой охране РИД в составе конкурсной документации. Зачастую нарушение заказчиком авторских и смежных прав агентства связано с правовой неграмотностью представителей заказчика, не осознающих, что их действия по использованию чужой концепции (идеи) является нарушением прав авторов, правообладателей РИД.


31.05.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелищ искусство зрелища кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм сообщество спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты тенденции территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности