Этикет на онлайн-ивенте: как вести себя участникам, спикерам и организаторам

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


При проведении мероприятий в онлайне часто возникают неоднозначные ситуации и неловкие вопросы. Когда включать микрофоны и веб-камеры? Надо ли спикеру реагировать на агрессивные комментарии в чате? Как участникам завязать разговор в частном чате и что обсуждать в общем? Организаторам онлайн-мероприятий зачастую приходится импровизировать на ходу, решая эти проблемы в частном порядке. Татьяна Баранова, эксперт в вопросах цифрового этикета и спикер онлайн-проекта «EVENT-ТЕРАПИЯ», рассказала Event LIVE о том, как установить правила поведения на онлайн-мероприятии.

Speaker

Татьяна Баранова,
бизнес-тренер по современному этикету и деловому протоколу

С мероприятиями, которые проводятся вживую, организационных вопросов в вопросах этикета уже давно особо не возникает. Там всё понятно и иногда даже прописано в соответствующих регламентах. А вот онлайн-формат ещё не успел так плотно войти в нашу жизнь, чтобы и спикеры, и участники, и сами организаторы имели единое представление о том, что допустимо, а что – не очень.

Во избежание недоразумений и неприятных ситуаций во время прямого эфира, лучше обговорить правила онлайн-мероприятия со всеми участниками и спикерами заблаговременно. А еще лучше – разработать регламент этики поведения и в обязательном порядке ознакомить с ним заранее всех причастных. Это поможет решить много спорных вопросов и сделает взаимодействие во время онлайн-мероприятия эффективным, культурным и комфортным. Чем раньше организатор приспособится к новым форматам, тем легче ему будет развиваться в этой области.

Участникам: как общаться со спикером и когда включать камеру?

Как правило, участники онлайн-мероприятий имеют возможность взаимодействовать со спикером с помощью чата. Формулируя свой вопрос или комментарий в чате, участник должен помнить об уважении к ведущему и остальной аудитории. Организаторам желательно запретить размещать в ходе онлайн-мероприятия сообщения следующего характера:

  • оскорбления, хамство, троллинг, ненормативная лексика;
  • призывы к агрессии, проявление любого вида дискриминации, нетерпимости, публикация сообщений, противоречащих законам РФ;
  • вступление в публичные ссоры с другими участниками мероприятия;
  • распространение заведомо ложной информации;
  • реклама посторонних товаров и услуг;
  • флудинг, сообщения не по теме мероприятия, личная переписка в публичном формате;
  • бесконечное повторение одного и того же сообщения.

Иногда формат мероприятия предполагает возможность использования участниками веб-камеры и микрофона по своему усмотрению, например, на учебных онлайн-программах. Видеосвязь помогает спикеру и аудитории взаимодействовать «вживую». С другой стороны, у ведущего должна быть возможность спокойно доносить до аудитории информацию, не отвлекаясь на посторонние шумы и незначительные комментарии, которые могут делать слушатели, если не выключат микрофон.

Важно с самого начала чётко зафиксировать, в каких конкретно случаях включать камеру и микрофон разрешено, а в каких – неприемлемо. Лучше выработать единый подход: либо мы все включаем камеры и общаемся, видя друг друга, либо обходимся только камерой спикера. Есть еще вариант – включить камеры в самом начале мероприятия на время знакомства, а затем перейти в формат общения с помощью чата или микрофона.

Если слушатели всё же пользуются веб-камерами постоянно, желательно донести до них, что такой формат фактически приравнивается к присутствию в зале на офлайн-лекции, то есть принимать пищу, постоянно передвигаться, заниматься посторонними делами, общаться с другими людьми в таком случае не очень уважительно по отношению к остальным участникам онлайн-мероприятия. Всё это в большей степени справедливо для мероприятий с небольшим количеством участников.

«Нет ничего более печального, чем растерявшийся спикер, который не знает, как ему поступить»

Говоря о правилах для спикера, можно упомянуть следующие нюансы:

  • Спикер должен уважать аудиторию и соблюдать тайминг.
  • Многочленные отклонения от темы выступления, самопиар, реклама сторонних товаров и услуг неприемлемы.
  • Спикеру не рекомендуется слишком часто отвлекаться на чат и уделять ему бóльшую часть времени своего выступления (если формат мероприятия этого не предполагает).
  • Спикер не должен публично вступать в личную полемику или вовлекаться в неконструктивные споры.
  • Спикер остаётся благожелателен и спокоен на протяжении всего эфира, лишние эмоции важно минимизировать.

Организатору стоит обговорить со спикером все технические и организационные моменты его выступления:

  • фон, на котором он будет выступать
  • отсутствие со стороны спикера посторонних людей в кадре
  • отсутствие фоновых шумов, эха
  • дресс-код

Важно убедиться, что спикер хоть немного ориентируется в функционале того приложения, которое используется для онлайн-мероприятия и объяснить выступающему, что делать в случае форс-мажора. Нет ничего более печального, чем растерявшийся спикер, который не знает, как ему поступить, чтобы продолжить лекцию, и тратит время своих слушателей на решение технических вопросов в прямом эфире.

Если мероприятие продолжительное, то спикеру допустимо периодически пить воду. Но есть на камеру во время выступления неприемлемо (если это, конечно, не мероприятие в жанре мокпан).

Photo Разработайте регламент этики поведения на вашем онлайн-ивенте и в обязательном порядке ознакомьте с ним всех причастных
Photo Мокпан (кор. 먹방, буквально «трансляция приема пищи») – популярный в Корее жанр видеоблоггинга

Что организаторам делать с хейтом?

Иногда бывает, что в общем чате в процессе трансляции некоторые участники оставляют негативные, даже агрессивные комментарии, типа «Доклад скучный, тема не раскрыта, спикер ужасен». Важно обсудить со спикером заранее, какой реакции организатор от него ожидает на негативные сообщения в чате. Чаще всего, спикеру рекомендуют игнорировать хейт, а модератор или другой представитель организатора сам в частном порядке решает вопрос с участниками, которые ведут себя неподобающим образом.

Зачем вообще писать подобные вещи в общий чат – вопрос неоднозначный. Это могут быть происки конкурентов, хейтеров, завистников. Кроме того, некоторые люди смешивают свободу выражения личного мнения с откровенным оскорблением и грубостью. Чья-то некомпетентность в обсуждаемой теме или просто плохое настроение запросто может отразиться на тональности комментариев и направлении онлайн-дискуссии. При живом общении это было бы не так заметно, потому что традиционно особую свободу люди чувствуют именно в формате онлайн, скрываясь за обезличенным ником и аватаркой с котиком, а не глядя в глаза своему собеседнику. Лучше предварительно предупредить всех участников онлайн-мероприятия о культуре общения в чатах и работе модератора/администратора, который, в случае нарушения правил, может забанить возмутителя спокойствия.

Оставлять такого рода комментарии на всеобщее внимание других участников не очень рационально. Подобный негатив может деструктивно влиять на общую атмосферу, придавать эфиру неправильный настрой, заставлять других участников втягиваться в пустые дискуссии, да и просто нервировать людей.

Нетворкинг в онлайне

Люди приходят на конференции не только ради контента, но и с целью эффективного нетворкинга, налаживания полезных связей и знакомств. Онлайн-нетворкинг, конечно, принципиально отличается от непринужденного живого общения в перерыве между выступлениями спикеров. Но и такой способ установления полезных контактов работает!

Если организатор онлайн-конференции не предоставил для нетворкинга отдельных опций и сервисов (выделенный нетворкинг-чат, независимые нетворкинг-сессии, возможность написать интересующему человеку напрямую в специальном приложении и пр.), можно попробовать завязать деловое знакомство прямо в процессе текущей трансляции. Для этого удобно использовать чат, который, как правило, открыт всем участникам для общения со спикером. Если человеку важно привлечь к себе внимание потенциальных заказчиков, клиентов, деловых партнеров, то имеет смысл время от времени в общем чате делать уместные конструктивные комментарии по теме, показывая тем самым свою экспертность, профессионализм и общую культуру. Вопросы спикеру в этом случае тоже приветствуются, но опять же они должны быть адекватными.

Чего делать в общем чате не стоит, так это:

  • слишком частить с сообщениями – это только раздражает других участников;
  • откровенно рекламировать себя и делать сравнения со спикером в свою пользу;
  • закладывать слишком много негативного контекста в каждое сообщение;
  • игнорировать правила орфографии и пунктуации.

Если у кого-то появилось желание обсудить с одним конкретным участником общего чата некие деловые вопросы напрямую, нужно перейти в частный чат. Как это сделать корректно? Если бы мы были на привычной офлайн-конференции, мы как бы невзначай могли бы подойти к интересующему человеку и завести для начала легкий уместный small talk, а затем плавно перейти к деловым вопросам. Но вот писать незнакомому человеку личное сообщение отвлечённого характера – это не лучшая идея, он может просто неправильно понять такую инициативу.

Онлайн-формат несколько конкретнее, «суше», чем офлайн. Здесь лучше обойтись без «воды». Например, можно в общем чате подключиться к конструктивной дискуссии с интересным человеком, а затем в продолжение этого общения написать ему личное сообщение о том, что вам показались мысли и идеи собеседника крайне любопытными, и вы заинтересованы в продолжении делового общения и, возможно, дальнейшего сотрудничества, потому что вы явно можете быть полезны друг другу.

При этом важно:

  • написать сообщение лаконичным и понятным, не двусмысленным;
  • оставаться строго в деловом контексте;
  • помнить о вежливости и доброжелательности;
  • постараться сразу быть интересным собеседнику;
  • не давить на человека, особенно если он отказался от разговора или проигнорировал сообщение.

В случае положительной реакции, можно предложить перевести общение за рамки текущего мероприятия и договориться о другом, более удобном обеим сторонам способе коммуникации.


25.05.2020

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент как бизнес интерактив кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды управление впечатлениями устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности