Расчет по-новому: формируем финансовую политику выставочной компании в период неопределенности

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Финансовые службы выставочных компаний за последние два года столкнулись с абсолютно новыми вызовами и правилами игры. Сегодня они вынуждены принимать стратегические решения в условиях крайней неопределенности, вызванной пандемией вируса COVID-19. О том, как сформировать финансовую политику компании, задействованной в организации выставок, эксклюзивно для аналитического журнала CongressTime рассказала заместитель генерального директора АО «Экспоцентр» Анна Садовничая.

Фото

Speaker

Анна Садовничая,
заместитель генерального директора АО «Экспоцентр»

Финансовая политика

Если еще полгода назад участники выставочного рынка были полны сдержанного оптимизма и называли сроки полного восстановления отрасли, то сегодня очевидно, что этот процесс затянется. Вряд ли ранее 2024– 2025 годов мы сможем рассчитывать на достижения уровня 2019 года по объемам законтрактованных площадей или по количеству экспонентов.

По сути, мы вынуждены констатировать, что стандартные методы бюджетирования и финансового планирования оказались недостаточными для оперативного принятия решений в условиях остановки бизнеса, неопределенности графика проведения выставок, невозможности четко спрогнозировать будущие потоки денежных средств. В ситуации, когда волатильность доходов выставочный компании велика, долю постоянных затрат сложно, а иногда невозможно снизить, оперативное финансовое моделирование становится задачей выживания компании и залогом ее способности выполнять свои обязательства.

Актуальная задача финансистов выставочной отрасли – обеспечение лояльности экспонентов и профессиональных посетителей, их удержание, поддержка надежных и долгосрочных связей в условиях, когда компании всех отраслей сталкиваются с огромными трудностями. Именно реализацией задачи сохранения лояльности наших клиентов должна определяться финансовая политика на 2022 год.

Еще одна крайне важная задача – сберечь профессиональный коллектив, который формирует выставку. Далеко не у всех организаций была возможность воспользоваться мерами федеральной, региональной, муниципальной поддержки компаний в условиях пандемии и было достаточно ресурсов для сохранения команды. Но, мне кажется, отрасль в целом и каждое предприятие в частности достойно выдержали это испытание.

При реализации столь серьезных стресс-сценариев, с которыми мы сталкиваемся начиная с 2020 года, традиционные методы, такие как гибкое ценообразование, предоставление клиенту дополнительных услуг, разработка пакетных предложений, являвшиеся краеугольным камнем финансовой политики ранее, перестают работать в полной мере. При формировании бюджетов доходов и расходов на 2022 год необходимо применять всю палитру методов, подходов в самых разных комбинациях.

Методика «планирования от достигнутого» в период неопределенности, к сожалению, не работает. Данные за предыдущие периоды становится крайне затруднительно применять в качестве базиса для расчета предполагаемого спроса, предложения, планирования расходов и доходов на 2022 год.

Задача осложняется тем, что, помимо прогнозирования каждого отдельного проекта, необходимо гибко распределить общие затраты, продумать источники для финансирования инвестиционного бюджета, сформировать резерв под непредвиденные расходы.

Photo Photo

Бюджет-2022

Новые обстоятельства и условия работы вынуждают рассматривать факторы, которые никогда ранее не учитывались. Сама неопределенность режима работы и спроса, вызванная пандемией, диктует необходимость более ответственно подходить к формированию финансовых запасов и резервов. В целом целесообразно увеличивать их объем.

Фактически процесс бюджетирования на 2022 год строится с нуля: предполагается, что осуществляться будут исключительно максимально обоснованные расходы, целесообразность которых подтверждена расчетами, заключенными договорами, действующими нормативно-правовыми актами.

Как бы это ни было сложно, я придерживаюсь концепции ранних сроков начала бюджетной кампании. Сформированный к началу четвертого квартала бюджет дает возможность более ответственно начать расходование средств в новом году. У нас есть запас времени для выбора одного из сценариев, положенных в основу бюджетирования. Традиционно рекомендуется разработка минимум трех вариантов – пессимистического, реалистического и оптимистического. Сценарными факторами должны стать гипотезы о темпах развития выставочной отрасли и отрасли проекта, планируемых натуральных показателях, макроэкономические факторы – волатильность финансовых рынков, уровень инфляции, ключевая ставка ЦБ, курсовые разницы и тому подобное, прогнозы по изменению налогов, взносов, расходов на аренду, коммунальных платежей и прочее.

В бюджете должна быть заложена возможность корректировок по всем основным факторам. Одним из инструментов, который может оказаться полезным в ситуации неопределенности планирования, является приоритезация будущих расходов. Рекомендуется при планировании бюджетов в отношении каждой из предстоящих затрат определить, какому уровню приоритета она соответствует. Целесообразно выделить как минимум три подуровня приоритетов. При этом расходы, попавшие во второй и третий класс важности, имеет смысл сразу отнести в резерв.

Банковский пул

В текущей ситуации крайне важным становится вопрос работы с дебиторской задолженностью, ему необходимо уделять особое внимание, целесообразно формировать отчеты с развернутой аналитикой по работе с должниками еженедельно.

Немаловажно, на мой взгляд, пересмотреть организационную структуру финансового блока выставочной компании. Если ее еще нет, то создать, а если есть – развивать и усиливать работу казначейства, поскольку крайне важно выстроить эффективное взаимодействие с банковскими институтами. Например, при наличии свободных денежных средств размещать их на оптимальные сроки, учитывая как бюджет движения денежных средств и платежный календарь, так и прогнозы банков по изменению ключевой ставки ЦБ РФ. Так, например, в конце 2021 года банки дают максимальные ставки по депозитам до полугода, но на более долгосрочный период ставки снижаются.

В случае необходимости привлечения дополнительных источников финансирования, казначейство компании также должно рассматривать продукты банков-партнеров, анализировать их в сравнении с альтернативными предложениями и подготовить руководству компании выгодный вариант.

Для наиболее эффективной работы следует заранее создать пул банков, с которыми предприятие будет выстраивать взаимоотношения. В зависимости от размеров компании оптимальное количество финансовых организаций, в которых должны быть открыты расчетные счета, заключены рамочные соглашения, позволяющие в максимально короткие сроки разместить депозит, получить банковскую гарантию, открыть кредитную линию, может быть от трех до десяти.

Предварительно казначейством и службой безопасности компании целесообразно проанализировать информацию о банках-партнерах по следующим критериям:

  • рейтинги основных агентств – Fitch Ratings, Moody’s Ratings, S&P Ratings, Эксперт РА и другие;
  • наличие доли государства в уставном капитале;
  • входит ли организация в перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • входит ли банк в перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям Правительства РФ, предъявляемым к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов СРО строительной сферы.

При этом казначейству компании в режиме онлайн необходимо проводить мониторинг на предмет соблюдения компанией установленных банками ковенант по уже заключенным соглашениям или планируемых к заключению. Дело в том, что в современных условиях банки весьма осторожно относятся к компаниям выставочной индустрии и не снижают требования по финансовым доковидным ковенантам.

Photo Photo

Важные факторы

Представляется, что в фокусе внимания в 2022 году должна быть гибкая ценовая политика – для поддержания стабильности компании необходимо максимально полно использовать такие механизмы, как перенос участия экспонентов в выставках на следующий год при отмене мероприятия или существенном изменении его сроков, рассрочка оплаты, предоставление преференций участникам выставок и другое. Предпочтение должно отдаваться тем инструментам, которые не затрагивают реальные потоки денежных средств, позволяют аккумулировать ресурсы внутри компании.

Безусловно, необходимо учесть фактор оттока иностранных участников и посетителей экспозиций, ограничения по пересечению границ иностранными организаторами выставок в России. В лучшем случае в 2022 году мы ощутим падение участия по этому направлению на 30%. При негативном развитии ситуации – до 70–80%.

В условиях падения спроса экономия является условием выживаемости предприятия. Вероятность продолжения карантинных мероприятий, удаленной работы, а, кроме того, возникшая необходимость впредь обеспечивать повышенную интенсивность санитарных мероприятий также необходимо учесть в бюджете доходов и расходов на предстоящие периоды.

Готовность к непредсказуемому развитию событий напрямую определяет будущее предприятия в возникших условиях. Ключевую роль здесь приобретает человеческий фактор – конкурентным преимуществом будут владеть предприятия, где решения принимаются оперативно.


11.01.2022

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелищ искусство зрелища кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм сообщество спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты тенденции территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности