Рождение Фестиваля: история "Велофеста" на Кавказе



Создатель велофестиваля в Пятигорске о том, как как реализовать идею, запустить стартап и получить господдержку.

На Северном Кавказе туристов «ловят» на горы и минеральные воды. Для экстремалов и любителей активного отдыха — горнолыжные трассы в Архызе, Приэльбрусье, Домбае. Для желающих поправить здоровье — санатории на Кавминводах. В мире сейчас тренд на событийный туризм, и фестивали на Кавказе тоже есть: праздник Айрана в Карачаево-Черкесии, осетинский «Октоберфест», фестиваль воздухоплавания на Кавминводах, этнические праздники в Дагестане. Но они мало раскручены, и их часто посещают только местные жители и гости из ближайших городов.

Три года назад в пустую нишу молодежных событий на Кавминводах пришел велофестиваль. Все началось с городского вечернего велозаезда, но с каждым годом событие росло в масштабах, а в июле этого года пятигорский «Велофест-2016» ждет три тысячи туристов из всех российских регионов. История Юли Говоровой и ее фестиваля вполне может стать пособием для стартаперов. Юля охотно делится секретами запуска и продвижения своего проекта и не стыдится промахов — были и они.

Скучная работа не всегда бесполезна

Вот ведь как бывает. Тебя приглашают в столицу (в этом случае — в Северную), ты едешь, все развивается стремительно, вертишься там среди политиков, журналистов, пиарщиков. А интересная жизнь начинается тогда, когда возвращаешься в родной Пятигорск.

— В 2012 году знакомые позвали работать в PR-агентство в Петербург. Точнее, фирма находилась в небольшом городе под Питером. Выпускали газету, сопровождали предвыборные кампании. Я писала тексты, организовывала деловые встречи, общалась с политиками… Полгода проработала, почувствовала — не мое, — рассказывает Юля. Скучала, говорит, по красивым видам Кавказа, вкусной еде, друзьям. Поняла, что вдохновение черпает из природы: росла в ставропольской глубинке, в доме у озера, училась в Пятигорске — привыкла там идти по городу и видеть горы. Но все же именно Петербург навел на мысль: здесь так много молодежных событий, почему в Пятигорске этого нет? — Тут почти нет массовых молодежных фестивалей, потому что молодые талантливые люди уезжают в Москву и Петербург — увозят свои творческие идеи. На КМВ и Кавказе нет ивент-индустрии, а значит, работодателей, которые возьмут на зарплату и будут растить из тебя крутого профи. Хочешь что-то сделать — делай сам, ищи команду и деньги, готовься работать сначала в ноль, в убыток.

Как все начинается: энтузиасты, спонсоры, чиновники

Юля вернулась в Пятигорск, работала там пиарщиком-фрилансером — а еще купила хороший велосипед и познакомилась с местными велолюбителями. И однажды предложила: «Давайте сделаем массовый велозаезд, проведем конкурсы — в общем, будет интересно!» Юлю поддержали, и было решено сделать «Велоночь-КМВ 2013». «Велоночи» проходили во многих городах, пришел черед Пятигорска.

Обратилась к бизнесменам, с которыми сотрудничала как пиарщик, те согласились стать спонсорами: одни выделили деньги в обмен на размещение своих брендов на площадках, другие дали подарки для конкурсов. Второй этап — переговоры с местными властями. — Я пришла в полпредство и сказала: «Здравствуйте, я Юлия Говорова, у меня есть идея — провести «Велоночь». Уже не помню, с кем я общалась, но мой рассказ не вызвал интереса. Меня отправили в отдел по молодежной политике в Пятигорске. Там помогли в организации: временно закрыли автодвижение на маршруте, выделили полицейскую охрану, скорую помощь — это стандартный набор. И вот первый велофестиваль! Была костюмированная велоночь, конкурсы, вспоминает Юля, а в конце объявили короля и королеву.

Съехались несколько десятков велосипедистов с Кавминвод, многие из них помогли организовать заезд. Заработать на мероприятии, правда, не удалось, Юля докладывала свои деньги. Зато участники просили организовать новые велозаезды, обещали привести друзей, среди них же удалось и найти людей в команду организаторов будущих фестивалей. — Я увидела, как много у людей нереализованных творческих замыслов! Как наши участники наряжались, «тюнинговали» свои велосипеды. Один участник собрал красивую велокарету. Для них это было важно! Я пообещала продолжать.

Формула успеха: идея — стартап — грант

И — завертелось. В следующем году число участников «Веломаскарада» перевалило за сотню, а по финансам команда вышла в ноль. Тем же летом удалось получить грант в 100 тысяч рублей на молодежном форуме «Машук» для организации следующего велособытия — и оно тоже прошло успешно. К тому времени у Юли сложилась команда из десяти человек — это профессиональные дизайнеры, пиарщики, айтишники. Юля зарегистрировала общественную организацию «Велосообщество КМВ Ставропольского края», отправилась на следующий «Машук» уже как юридическое лицо и там взяла грант в 2,5 миллиона рублей. У «Велофеста-2016» бюджет уже такой. — Чтобы выиграть грант, мало идеи и даже кропотливо расписанного бизнес-плана. Нужны реальные дела, своя команда и другие источники финансирования, — объясняет Юлия. — Все это у меня уже было: команда, спонсорские деньги и реализованные события. «Машук», кстати, помог не только деньгами, но и консалтингом — помогали кураторы форума. Юля рассказывает, как она поскромничала, когда расписывала бюджет, заявила минимальные траты: «Это частый промах у людей, начинающих свои проекты с нуля». В итоге вместе с кураторами составили план с реальными цифрами.

Велодом как новое развитие проекта

— После этого гранта меня стали приглашать как тренера в бизнес-инкубаторы: я рассказываю молодым ребятам, как запустить свое дело и получить господдержку.

Мы беседуем в велодоме, открытом в начале года в центре Пятигорска. Велодом объединяет хостел, коворкинг и офис для организаторов велофестиваля. Летом здесь будет работать прокат велосипедов для участников фестиваля. Чтобы понять атмосферу этого стартапа, достаточно пройтись по комнатам: многое создано своими силами или по бартеру. Диваны, столы и лавочки для коворкинга ребята сколотили сами, некоторые декоративные мелочи — подарили коллеги и знакомые, стены в одной из рабочих зон расписали друзья-дизайнеры, они будут проводить тут свои мастер-классы. Помещение выделил местный институт — оно пустовало несколько лет. Коворкинг и велоштаб относятся к проекту Юли, а хостел открыла знакомая предпринимательница: спрос ожидается высокий, постояльцы уже есть, а на носу еще и «Велофест-2016».

— Примерно тысяча человек — туристы из дальних городов, Хабаровска, Казани, Новосибирска, Тбилиси, Астаны, — перечисляет Юля. — Для них мы сделаем велокемпинг на горе Машук, по желанию можно будет остановиться в хостеле. Остальные две тысячи гостей прибудут из КМВ и близлежащих городов. Коворкинг, кстати, в Пятигорске. Так что Юля несет в свой город не только «велосипедные» новшества. Она и члены ее команды проводят в коворкинге мастер-классы по маркетингу, дизайну, фотоискусству. Приходят и гости-эксперты — например, руководитель местного объединения частных пилотов рассказывает про малую авиацию.

Продвижение фестиваля по всем направлениям

По словам Юли, привлекать участников событий лучше через социальные сети и лидеров мнений, а партнеров и спонсоров нужно искать на профессиональных мероприятиях. — Стратегия продвижения велофестиваля построена на нескольких «китах»: через промежуточные события, личное общение с лидерами велоклубов, социальные сети, информационных партнеров и рекламу на популярных площадках. Говорит, недавно получила официальный ответ от исполнительной дирекции Русского географического общества: они готовы помочь в продвижении «Велофеста-2016». — Я постоянно участвую в конкурсах. В прошлом году как организатор велофестивалей стала одним из победителей национальной премии Russian Event Awards, проходившей в Казани. Там познакомилась с местным велосообществом. Ребята мне дали несколько советов и оказывают инфоподдержку нашему фестивалю. Еще в начале этого года я прошла в шорт-лист PR-премии «Серебряный лучник — Юг», там завела полезные знакомства. Нужно быть активным, советует Юля. Пришел на мероприятие — знакомься, общайся, рассказывай о себе и своем проекте.

Местные особенности: без хипстеров, но с королями

О неудачах говорит со смехом — вспоминает, как выбрали площадку для новогодней акции. Это случилось на рождественской продовольственной ярмарке в Пятигорске, где велоактивисты решили развернуть торговлю и сбор средств на открытие офиса для штаба фестиваля.

— О, это история, как мы провалились с нашими «ВелоЁлками»… Изготовили и принесли разные товары с велосимволикой, развернули плакаты «Нам кризис нипочем, мы откроем Велодом». А пришли пожилые люди, которые в основном ничего не покупали — просто смотрели на прилавки с колбасой и овощами. Мы с нашими велопряниками и велокружками — не вызывали интереса. Но все равно приставали к бабушкам — проводили анкетирование, спрашивали: «Есть ли велосипеды у детей, внуков?». В общем, держали лицо, — смеется Юля. — У нас до сих пор эти пряники остались!

Можно сказать, что собственный узнаваемый бренд Юля уже создала: на Кавминводах про велофестиваль слышал каждый, заметило и профессиональное сообщество — несколько месяцев назад поступило заманчивое предложение из Москвы, позвали работать в пресс-центр крупной медиакомпании. Подумала и отказалась. Место хорошее, но свое дело лучше. — В Москву и Санкт-Петербург я приезжаю учиться: мастер-классы, школы PR-специалистов, но воплощать все знания и идеи хочу здесь. Воплощать, конечно, приходится с учетом особенностей местного менталитета. — На Кавказе любят все яркое, при этом местные жители консервативны. Здесь не пройдет твидовый или хипстерский велопарад. А веломаскарады и конкурсы на короля и королеву велогонок — воспринимаются на ура! Хотя некоторые тренды, условно хипстерские, в мегаполисах уже приелись, а здесь хорошо идут. Несколько лет назад крупные города пережили всплеск и спад коворкингов и антикафе. А наш коворкинг — первый в Пятигорске, он сразу вызвал интерес у фрилансеров, которые приходят к нам работать.

Не только санатории, минералка и Лермонтов

Пятигорск — не самый простой город для велотуристов: нужно ехать то с горы, то в гору. Людей на велосипедах намного меньше, чем в соседних равнинных Ростове и Краснодаре и тем более в самых «велопродвинутых» Москве, Петербурге и Казани. Но маршруты для гостей-велосипедистов разрабатывают в том числе и такие: забираешься в гору и видишь весь город, еще выше — и все Кавминводы. Делают и маршруты по ровной местности — это, правда, в холмистом Пятигорске целая головоломка, нужно хорошо знать город. Велофестиваля Юля ждет с нетерпением, она уверена, что гости из других городов впервые увидят новое лицо Кавминвод. — Сейчас многие представляют Кавминводы как санатории, минеральные воды и место дуэли Лермонтова. Поэтому почти все туристы — люди в возрасте и пенсионеры, которые приезжают на лечение. А я хочу показать Пятигорск и Кавминводы с другой стороны — как место, где современные молодые люди могут интересно и зажигательно проводить время, заниматься велотуризмом, пешими походами, стремятся знакомиться с прогрессивными ребятами со всей страны. «Велофест-2016» нам в этом поможет.

Источник: etokavkaz.ru


18.04.2016

PR client relationship management digital for event Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ бартерное сотрудничество билетные технологии бюджетирование выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм кейтеринг конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепция креативная экономика молодые специалисты научная конференция научные конференции обучение онлайн события отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки продажи продвижение профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событийный туризм спикеры и модераторы спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

  • EXPO BUSINESS REVIEW
ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности