Анатолий Акантинов, «MICEinMINSK»: «Беларусь в поиске уникального места на событийном рынке»

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Белорусский ивент рынок стремительно развивается: на нем появляется все больше игроков, а профессиональное сообщество прикладывает все силы, чтобы преодолеть существующие ограничения. Event LIVE пообщался с активным участником проектов по брендированию Минска и туристического бренда Беларуси, специалистом по территориальному маркетингу и создателем проекта «MICE in MINSK» Анатолием Акантиновым о ситуации на белорусском рынке встреч, трудностях и векторах его развития.

Анатолий Акантинов

Анатолий Акантинов,
руководитель проекта «MICEinMINSK», член ОО «Гильдия маркетологов», генеральный директор «Центр стратегического развития «Маркетинговые системы»

Как вы оцениваете развитие индустрии встреч и выставочной отрасли в Беларуси?

На данный момент MICE рынок формируется, и Минск ещё не до конца определился со своим позиционированием на международной арене. С одной стороны, он двигается хаотично, а с другой – традиционно.

Существует несколько основных трендов развития MICE направления, и наиболее устоявшейся его областью является выставочная деятельность. Выставочный сегмент в Беларуси сформировался более 20 лет назад, и продолжает «существовать» традиционно. Это связано с недостаточной активностью бизнеса, отсутствием подходящих выставочных площадей.

Более активно развивается рынок форумов и конференций. Основной толчок этому процессу дала созданная к Чемпионату мира по хоккею 2014 года инфраструктура: появились международные гостиничные бренды, увеличилось количество 4* и 5* гостиниц и достойных конференц-площадок. В Минске проводится множество как масштабных мероприятий (Гербалайф), так и локальных отраслевых (Молочный, Космический, бизнес-форумы). Но, к сожалению, нельзя похвастаться, что Беларусь стала популярной дестинацией. Этому сопутствует несколько ограничений:

  • отсутствие конгресс бюро;
  • отсутствие участия в международных тендерах;
  • отсутствие целенаправленной программы продвижения;
  • отсутствие финансирования;
  • достаточно высокие цены на проживание и перелет;
  • высокая налоговая база и монопольное положение авиаперевозчика;
  • безвизовый режим, хоть и появился более года назад, существенного прироста не дает.

На рынке выставок и MICE работают, в основном, пять и десять компаний соответственно. Существуют две туристические общественные организации – это Союз организаторов выставок и ярмарок и проект MICEinMINSK – прообраз конгресс бюро.

Беларусь привлекательна своими загородными площадками и активными программами, но их потенциал не раскрыт до конца. Например, мало кто знает о возможности организовать экскурсию на «БелАЗ», который занимается производством крупной карьерной техники. Там можно устроить необычный тимбилдинг. А еще есть ландшафтный комплекс «Логойск», Парк-музей интерактивной истории под открытым небом Сула и Несвижский замок, который сейчас приобретает популярность как площадка для проведения деловых мероприятий и квестов – таких площадок только под Минском более двадцати.

- Какова ситуация в других сегментах? Какие есть специальные мероприятия, фестивали, инсентивы, корпоративные события? Кто является основными игроками, и какие отраслевые институты существуют?

Ивент рынок Беларуси растет, хоть и остается пока разрозненным, сырым и неустоявшимся. В нем участвует множество различных игроков. Во-первых, есть, собственно, сами ивент, маркетинговые и креативные агентства. Основных игроков на этом рынке около десяти, мелких и средних – более пятидесяти. Во-вторых, существуют предприятия, которые располагают собственными ивент службами, или эту функцию выполняют их отделы HR, маркетинга, а иногда и профсоюзы. Есть и компании, продвигающие только собственные проекты – фестивали. Реже мероприятия проводят в рамках своей деятельности туристические, MICE агентства, выставочные компании. Концертные агентства, в основном, занимаются музыкальными гастрольными мероприятиями. Государственные органы обычно организуют праздники города, юбилейные мероприятия. Бывают и отраслевые мероприятия – Сырный фестиваль, праздник Хлеба, День МЧС и пр.

Основными институтами, участвующими в развитии ивент рынка, являются Министерство культуры, Министерство спорта и туризма, Минский и областные исполнительные комитеты в лице отделов культуры.

Обучением специалистов для этой отрасли занимаются опосредовано через туристическую деятельность – Институт менеджмента, спорта и туризма, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Минский государственный лингвистический университет и другие учебные заведения. Белорусский государственный университет культуры и искусств поставляет большую часть кадров, хотя периодически проходят образовательные мероприятия по повышению квалификации, организуемые частными структурами.

Есть и грантовские проекты, например, «Событийная Беларусь», которая занималась обучением специалистов и созданием фестивалей на региональном уровне, а также несколько неформальных сообществ – Клуб ивенторов, проект MICEinMINSK, сообщество фестивальщиков. Отдельными структурами проводятся форумы – Ивент форум, EVENTWORKSHOP, Событийный маркетинг и другие.

На ивент рынке Беларуси все еще существует множество проблем:

  • До недавнего времени разрешение на проведение массовых мероприятий свыше 500 человек местными органами могло выдаваться не позднее, чем за 5 дней, сейчас эти цифры соответственно 1000 и 10.
  • Часто участники рынка не могут договориться о сроках проведения мероприятий. Случается, что3-5 крупных схожих по тематике фестивалей проводятся в один день.
  • Существует и плагиат идей во время организации тендеров.
  • Налицо проблема недостатка креативности.
  • В свою очередь, действительно креативные идеи не получают достойного финансирования.

Хотя при этом стоит сказать, что рынок прирастает в количестве ивентов из года в год, и сами мероприятия становятся более качественными. Постепенно обретают лицо отдельные ивент структуры, и обрисовывается список традиционных событий.

Фото

- Какие регулярные мероприятия в Беларуси являются крупнейшими?

Все крупные белорусские события можно разделить на четыре уровня в зависимости от их инициатора:

  • Организуемые с привлечением административного/государственного ресурса, например, Чемпионат мира по хоккею 2014 года и 2021 года, Вторые Европейские игры, Славянский базар;
  • Проводимые коммерческими предприятиями для продвижения собственного бренда, например, пивные фестивали «Лидбир», «А-фест», «Хмельнов FEST» и «Рок за Бобров»;
  • Созданные ивенторами-энтузиастами с привлечением спонсоров и оплатой входных билетов фестивали: молодежный «Виват Браслав», городской «Джазовые вечера у Ратуши», исторический «Наш Грюнвальд», этно-фестиваль «Камяница» и др;
  • Другие – театральный фестиваль «ТеАрт», «Музыкальные вечера Большого театра в замке Радзивилов», фестиваль художественной гимнастики «Беби Кап» и пр.

Всего проходит более 100 фестивалей в год.

- Какие сильные стороны есть у белорусской ивент индустрии? В чем ваши преимущества на мировом событийном рынке?

Сегодня Беларусь, в основном, заточена на спортивные мероприятия, тем более что они поддерживаются государством. Проводится множество европейских соревнований по баскетболу, волейболу, гандболу, борьбе; массовые марафоны, хоккейные турниры и т.д. Для этого создана вся соответствующая инфраструктура.

Развитие IT-сектора также привлекает множество зарубежных компаний к проведению деловых встреч в Беларуси, и поощряет изучить опыт работы ведущих международных IT-компаний в Минске.

Политическое расположение Минска позволяет проводить совместные деловые мероприятия для представителей Украины, России и Европейских стран на одной площадке.

Наша страна богата на историю и природу, поэтому мероприятия, использующие этот ресурс, наиболее интересны. Белорусские ивент агентства могут предложить уникальные активности: на исторические темы – квесты и ларпы в Несвижском замке; интерактивные программы на тему шляхетства или рыцарства; на партизанскую или военную тему – с катанием на танке и стрельбой; спортивные и активные мероприятия со сплавами на байдарках, джип-триалом по лестным и болотистым местам, эстафетами на ледовых площадках и многое другое. Все это сочетается с красивой природой, белорусской кухней и добродушным гостеприимством.

Новизна гостиничного сектора, безбарьерная русскоязычная языковая среда, недооцененный многими безвизовый режим, просторные и чистые улицы, идеальные дороги, красота города и архитектуры, добродушные люди – все это позволяет сменить обстановку, получить новые впечатления и комфортно себя чувствовать.

Фото

- Какими проектами вы занимаетесь сейчас, и чем планируете заняться в ближайшем будущем?

У нас множество векторов для работы. Но один в поле не воин, поэтому я активно сотрудничаю с MICE сообществом, гостиничным сектором, ивент агентствами, выставочными компаниями, коммерческими предприятиями и государственными органами – сделать что-то значимое можно только сообща.

Сейчас в Министерстве спорта и туризма обсуждаются Стратегии развития туризма до 2035 года, а в апреле наша команда работает над организацией встречи представителей ивент индустрии и заказчиков EVENT WORKSHOP 2019. Также осенью планируем провести MICE форум. Активно реализуется проект MICEinMINSK –прообраз конгресс бюро. Все наши действия направлены на совершенствование рынка, и будут зависеть от возможностей, которые будут нам открываться. Рынок сам подсказывает, где необходимо больше прилагать усилий, и где он уже готов к переменам.

Кстати21 февраля в Минске состоялся Первый международный ивент форум GEC2019 – Global Event Congress, посвященный вопросам развития белорусского ивент рынка, его структуре и основным трендам. О его итогах читайте в статье Российские ивенторы поделились опытом с белорусскими коллегами на Global Event Congress 2019

- На чем вы сейчас фокусируетесь, и какие направления считаете приоритетными для развития индустрии?

Наша основная цель – превратить Беларусь в уникальную событийную страну, MICE территорию.

Беларусь находится в поиске своего лица на мировом событийном рынке, оно формируется прямо сейчас, поэтому я вместе со всеми участниками этого рынка пытаюсь найти и создать уникальность, новые продукты, скооперироваться, в т.ч. с внешними партнерами и ассоциациями, найти ресурсы, и активнее выходить на внешние рынки. Нашими приоритетами в развитии индустрии являются два вектора – развитие консолидированной стратегии и внутренней среды, а также активная целевая работа на внешних рынках. Все условия для этого есть, главное этим воспользоваться.

Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото на превью: m.realt.by. Фото в материале: news.vitebsk.cc, группа Facebook MICE in MINSK. Любые рекомендации, предоставленные авторами и опубликованные на портале Event LIVE, являются выражением частного мнения данных специалистов. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям


22.04.2019

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности